История школы на ул. Маломосковская, 7 22.04.2022

(сначала школа № 270, затем Центр образования № 1470 и школа № 1470)

История нашего учебного заведения начинается с далёких предвоенных лет. В те годы в разрастающейся Москве необыкновенно быстро росла потребность в школьных учебных учреждениях. Существующие школы были переполнены. Широкое строительство стандартных школ должно было решить возникшую проблему московского народного образования.

С середины тридцатых годов в Москве было развёрнуто широкое строительство типовых стандартных четырёхэтажных школ. В них не было спортивных и актовых залов, при них не было организованных территорий со спортивными площадками и цветниками, в них были плохо оборудованные специальные учебные кабинеты по физике и химии, а других, как правило, не было. Более масштабные проекты были стране в те годы не под силу.

Начиная с 1935 и до 1940 года на территории Ростокинского района (ныне районы Алексеевский, Останкинский, Ростокино, Марфино Северо-Восточного административного округа и Мещанский район Центрального административного округа), от Крестовской заставы до Окружной железной дороги, по обе стороны Ярославского шоссе было построено двенадцать школ – четырёхэтажек. Так решение проблемы получения всеобщего среднего образования на данной территории было обеспечено материальной базой. Школы были построены в густозаселённых городках «Мосжилстроя» и строителей Московского метрополитена, рядом с заводскими и фабричными общежитиями.

В рамках этого проекта были построены в 1936 году школа № 279 на Церковной горке (Ярославское шоссе, 90), в 1938 году школа № 293 на улице Фабричная линия, 2.

А история нашей школы начинается с 1935 года, когда на Маломосковской улице была построена школа № 270 – такой номер был у школы с её основания.

Тогда четырёхэтажное кирпичное здание школы по адресу ул. Суконная, дом 17 выглядело небоскрёбом среди окружавших его деревянных бараков городка «Мосжилстроя». В школе было 40 классов, в которых учились 1430 учеников (сведения из Справочника "Директора Московских школ на 1940 год" на сайте 3МКСД http://3mksd.ru/ts185.htm#m11 )
В те годы школа была прибежищем для многих учеников, матери не успевали заниматься с детьми и эту функцию взяла на себя школа. Зимой дети сидели в школе допоздна – грелись, так как дома, в бараках, было холодно, не хватало дров.

Время шло, Москва росла, строилась, развивалась. В 270 школе в 1939 году случилось знаменательное событие – первый выпуск учащихся 10-х классов. Жизнь потихоньку налаживалась – дети учились, взрослые работали, район разрастался.

ВОЕННОЕ ВРЕМЯ

И тут как гром среди ясного неба пришла страшная весть – фашисты напали на нашу страну, 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война.

Начался призыв военнообязанных запаса в вооруженные силы.

Выпускники 1941 года со школьной скамьи ушли на фронт.

Вместе с ними на фронт ушёл последний предвоенный директор школы Николай Александрович Колчин и учителя, среди которых были Кладковой В.А., Игнатов Г.В., Сотников В.М.

Несмотря на героическое сопротивление, Красная Армия под напором вражеских войск отступала в глубь советской территории. События развертывались стремительно.

В июле 1941 года, в связи со сложившейся сложной ситуацией на подступах к Москве, было принято решение о формировании из москвичей дивизий народного ополчения (ДНО).

В них шли те, кто не подлежал мобилизации, - люди разных профессий и разных возрастов: рабочие, служащие, художники, писатели, артисты. Совсем юные мальчишки и девчонки и умудрённые опытом старики.

Добровольцы-москвичи сознавали, что дивизии Московского ополчения посланы задержать врага, остановить его стремительное продвижение к сердцу нашей Родины – Москве.

Занятия в школах были приостановлены - в зданиях московских школ расположились призывные пункты народного ополчения. Вместо учительской – штаб, вместо парт – походные кровати. На школьных дворах от восхода до заката солнца шла боевая подготовка.

Вскоре один за другим полки уезжали на фронт. Они покидали Москву ночью – по безлюдным улицам шли вереницы грузовых машин, тёмными силуэтами стояли громады домов. А на следующее утро к сборным пунктам подходили новые тысячи добровольцев-ополченцев.

В здании 270 школы тоже расположился призывной пункт народного ополчения.

С июля по октябрь 1941 года здесь формировались части 13-ой дивизии народного ополчения Ростокинского района Москвы, в которую записывались выпускники и учителя близлежащих школ, студенты и преподаватели ВГИКа, рабочие и служащие типографии Гознак, трамвайного депо имени Баумана, рабочие других окрестных предприятий и местные жители. Впоследствии дивизия почти целиком погибла в боях за Москву в «Вяземском котле», в память о ней в 1956 году в школе был создан музей.

В 1942 – 1943 годах в здании школы размещался райвоенкомат Ростокинского района г. Москвы. Из стен школы уходили на фронт солдаты и офицеры для борьбы с немецко-фашистскими захватчиками. По некоторым сведениям, одно время в школе был госпиталь.

В конце 1942 - середине 1943 годов, когда благодаря разгрому Красной Армией войск нацистской Германии под Москвой и Сталинградом исчезла угроза катастрофы, нависшая над страной, в школах были возобновлены занятия с учащимися.

В школе 270 занятия возобновились в 1944 году, но произошли некоторые изменения – школа перешла на раздельное образование.

16 июля 1943 г. вышло в свет постановление Совета Народных Комиссаров СССР «О введении раздельного обучения мальчиков и девочек в 1943/1944 учебном году в неполных средних и средних школах областных, краевых городов, столичных центров союзных республик и крупных промышленных городов».

Было решено ввести раздельное обучение мальчиков и девочек с 1 сентября 1943 года.

Одним из аргументов в пользу введения раздельного обучения в 1943 г. стало утверждение о том, что природа детей в зависимости от половой принадлежности различна, поэтому девочек необходимо в школах готовить к будущей практической деятельности иначе, чем мальчиков, учитывая особенности их физиологии. Кроме того, говорилось о необходимости укрепления дисциплины в школах и устранения «не всегда здоровых взаимоотношений, создающихся между мальчиками и девочками при совместном обучении». Здесь имелись в виду психологические особенности поведения разнополых детей и подростков, находившихся в рамках единых коллективов.

Согласно изданной Наркоматом просвещения РСФСР инструкции от 23 июля 1943 г. директорами мужских школ должны были назначаться обязательно мужчины, а женских - женщины. Кандидатуры утверждались областными и краевыми отделами народного образования либо наркоматами просвещения автономных республик. Было приказано особенно тщательно подбирать кадры директоров, учитывая особенности характера каждого претендента на директорскую должность.

Наша 270 стала «мужской» школой - для мальчиков.

А школа № 279 на Церковной горке стала «женской» - в ней обучались девочки.

В последующие годы по итогам эта реформа оценивалась как не очень успешная. По постановлению Совета Министров СССР от 1 июля 1954 совместное обучение мальчиков и девочек школах во всех школах восстанавливалось с 1954/55 учебного года.

С 1 сентября 1954 г. в советских школах раздельное обучение детей и подростков за исключением уроков труда было ликвидировано. Больше к этой практике отечественная система образования не возвращалась.

Наша школа опять перешла на совместное обучение. Учащихся близко расположенных школ объединили в новые коллективы. К нам в школу пришли девочки из школы № 279, куда для дальнейшего обучения была переведена часть мальчиков из нашей школы.

ПОСЛЕВОЕННОЕ ВРЕМЯ

После окончания Великой Отечественной войны Советский Союз приобрел статус ведущей мировой державы. Главной задачей послевоенного периода стало восстановление разрушенной экономики. Война принесла неисчислимые потери и разрушения. В развалинах лежали города (разрушено и сожжено 1710 городов и поселков), деревни и села (разрушено свыше 70 тыс.), фабрики и заводы, шахты, электростанции, железные дороги, находившиеся в зоне военных действий. В марте 1946 г. Верховный Совет СССР принял план реконструкции и восстановления народного хозяйства.

Используя морально-политический подъем, вызванный победой в войне, тесную кооперацию и взаимопомощь регионов, республик, советская власть сумела мобилизовать значительные людские ресурсы, которыми располагала страна, организовать работы по восстановлению хозяйства, его развитию. К 1948 г. производство достигло довоенного уровня.

С 1952 г. вводится обязательное семилетнее образование, открываются вечерние школы.

Школа №270 также стала стала школой-семилеткой, а затем десятилеткой.

В последующие годы к школе были пристроены новые здания, в которых расположились спортивный и актовый залы, мастерские для занятий по трудовому обучению. В эти здания из школы можно было попасть по крытому переходу.

С конца 60-х годов прошлого века в школе началось преподавание автодела, этим школа выгодно отличалась от многих других общеобразовательных заведений. Для занятий и хранения машин школы, на школьной территории был построен гараж, а в школе оборудованы специальные кабинеты. Ребята изучали материальную часть, устройство автомобиля, обучались вождению. Те, кто успешно сдавал экзамен, по достижении 18 лет могли получить водительские права.

В 1956 году в школе начал создаваться Музей Боевой славы 13-ой Ростокинской дивизии Народного ополчения. Начали эту работу директор школы Чичварин Виктор Николаевич, бывшие ополченцы Сутягин Михаил Васильевич, Ермолаев Виктор Андреевич и ученики школы. Вместе с ребятами музей создавали оставшиеся в живых бойцы 13 дивизии ополчения. Были они тогда еще достаточно молодыми и всем, чем могли, помогали в работе музея. В 1959 году музей начал показ своей экспозиции.

27 февраля 1974 года – Состоялась встреча выпускников, закончивших школу №270 в 40-е –50-е годы. Через 20 – 30 лет после окончания школы встретились совсем уже взрослые люди, которые 10 лет учились в одном классе.

1976 год – В школе проведён капитальный ремонт. Открытие после ремонта – 1 сентября 1976 года.

18 мая 1977 года – В отремонтированной школе отмечался 40-летний юбилей работы.

26 июня 1981 года – через 40 лет после окончания войны в нашей школе проходила встреча выпускников огневых 40-х годов на выпускном вечере нынешних выпускников 1981 года.

В тот день двор родной школы принял представителей двух поколений десятиклассников.

Через 40 лет на пороге родной школы встретились пришедшие выпускники 1941 года – это тоже дети школы №270, но взрослые «дети», разделившие вместе со страной тяготы труднейших лет. Они были счастливы, что пришли на выпускной бал.

Встречу проводила директор школы Балашова Вера Григорьевна вместе с директором школы послевоенных лет, бывшим бойцом народного ополчения Митиной Ириной Ивановной.

Перед выпускниками 1981 года с воспоминаниями о прошлом выступили выпускники 40-х годов, они говорили о прошедшей войне и надежде на прочный мир сегодня и в будущем. С взволнованным наказом тем, кто вступает в жизнь, выступила директор школы послевоенных лет Митина Ирина Ивановна. Ответное слово от выпускников сказала секретарь комитета комсомола школы Комилавкина Галина, выпускница 1981 года.

Духовой оркестр шефской военной части помог создать праздничную атмосферу.

27 февраля 1982 года – Состоялась очередная встреча выпускников в последнюю субботу февраля.

НАШЕ ВРЕМЯ

Построенное в 1935 году здание школы простояло почти 70 лет. К началу 21 века оно сильно обветшало и стало представлять угрозу для учащихся.

Хотя стены его были из кирпича, внутренние перекрытия были деревянными, и они к этому времени пришли в аварийное состояние, в левом крыле они даже начали обрушаться.

Ремонтировать старое здание, к сожалению, было не рентабельно. Да и новое время, новые образовательные стандарты повышали требования к зданиям учебного профиля. Администрацией района и округа было принято решение о строительстве нового здания школы.

Учитывая сложившееся положение, в 2003 году школа была закрыта под снос.

Дети были переведены в здание вечерней школы № 17.

Из статьи на информационном портале «Строительный мир» от 22 Июля 2005 года:

«В июне 2004 года префектура СВАО обратилась в Правительство Москвы с просьбой построить новое здание школы на месте старого. Московское Правительство поддержало инициативу префектуры и в том же году своим распоряжением дало старт новому строительству.

Проект здания разработали специалисты института «Моспромпроект» (Мастерская № 12). Заказчиком строительства выступило ОАО «Москапстрой», а возведение этого объекта образования поручили коллективу ЗАО Моспромстрой. Строительство началось в январе 2005 года.

В конце июня первый заместитель мэра Москвы, руководитель столичного стройкомплекса Владимир Ресин посетил этот объект. Он положительно оценил работу «Моспромстроя» и лично гендиректора Василия Мороза. По словам главы стройкомплекса, реализованный этой организацией проект школы на Маломосковской улице заслуживает всяческих похвал.

«Новое 4-этажное здание, построенное по индивидуальному проекту, рассчитано на 725 мест. Его общая площадь составляет 9760 м2. В школе будут располагаться актовый и спортивный залы, столовая, зал хореографии, библиотека, Интернет-клуб, компьютерные классы, фото- и киностудия и, конечно, музей Боевой славы, посвященный 13-й Ростокинской дивизии народного ополчения», - рассказали в пресс-службе префектуры СВАО.

В новом 2005/2006 учебном году в этом учреждении образования откроют классы с углубленным изучением английского и французского языка. Как и прежде, ребят будут обучать автоделу.

Как рассказали корреспонденту «Строительного мира» в «Моспромстрое», «на объекте ведутся отделочные работы, продолжается благоустройство прилегающей территории». «Уже закончена установка ограждения, решается вопрос с поставкой оборудования. Работы ведутся в три смены, учитывая сжатые сроки строительства, в августе школу должны сдать», - подчеркнули в «Моспромстрое».

Не только в нашем районе, но и во всей Москве в эти годы опять появилась потребность в школьных учебных местах, более современных и лучше оборудованных, по велению времени.

Из интервью в честь предстоящего 4 сентября 2005 года Дня города с руководителем Комплекса социальной сферы Москвы Людмилой Швецовой:

«День города - это важный рубеж, когда правительство Москвы вместе с москвичами подводит итоги достигнутого за прошедший год. В день рождения города строительные коллективы столицы сделают всем москвичам прекрасные подарки. В последние дни августа - начале сентября будут введены в эксплуатацию 13 общеобразовательных школ, а также 6 дошкольных общеобразовательных учреждений. Значительная часть школ расположена на месте объектов довоенной застройки. Новые школы построены с учетом современных требований. Особенно хочется отметить школу номер 1247 с русско-литовским этно-культурным компонентом обучения на 275 учащихся, а также школу номер 270 на 725 мест.»

И вот, к началу занятий в 2005 году, к своему 70-летию школа получила подарок - на месте старой школы появилось новое многофункциональное здание по индивидуальному проекту. Его разработала архитектурная мастерская N 12 Аркадия Златкина из Моспромпроекта. Авторский коллектив этой мастерской получил в 2005 году Диплом за лучший реализованный проект.

1 сентября 2005 года, наш «корабль знаний» стартовал в новый учебный год в новом здании, построенном за полгода. На торжественной линейке школьников поздравили Мэр Москвы Юрий Лужков, руководитель Департамента образования Любовь Кезина, депутаты Государственной и Московской Дум, руководители префектуры округа. Новое здание гостям очень понравилось. Многие сетовали, что им не довелось учиться в такой хорошо оснащенной и комфортабельной школе.

17 декабря 2005 года в новом здании мы торжественно отметили 70-летие нашего учебного заведения.

22 февраля 2006 года в нашей школе проходили мероприятия ко Дню Российской Армии. К этой знаменательной дате было приурочено открытие возрождённого Музея Боевой Славы. В новом здании школы Музей получил отдельное большое помещение и современное оборудование.

При создании экспозиции в оформлении выставочных витрин были использованы как материалы со стендов, находившихся в старом помещении музея, так и новые поступления, и вспомогательные материалы, для более полного освещения темы.

Обновлённая экспозиция музея рассказывает о начале Великой Отечественной войны, о первых месяцах войны, о создании Народного Ополчения и его роли в Битве за Москву. Центральной темой музея является судьба 13-ой Дивизии Народного ополчения Ростокинского района.

В наши дни работе музея помогают некоторые родственники ополченцев, Алексеевский Совет ветеранов, до последних дней жизни помогали оставшиеся в живых бойцы 13-ой Дивизии Народного Ополчения.

Учащиеся и администрация школы продолжают сложившиеся традиции, почитают память защитников Родины, проводят различные мероприятия гражданско-патриотической направленности. Стало традиционным проведение на базе школьного музея встреч с ветеранами войны, живущими в Алексеевском районе, участниками боевых операций, проведение митингов и «Вахт памяти» у памятной стелы и мемориальной доски, возложение цветов в Дни Боевой Славы России.

С 1956 года на нашей школе была мемориальная доска в честь воинов 13 Дивизии Народного Ополчения Ростокинского района г.Москвы, которую установили оставшиеся в живых ополченцы 13 ДНО в память о своих товарищах. Сначала доска была цементной, затем её заменили на мраморную. Теперь на школе находится доска, отлитая из металла. Две первые мемориальные доски занимают почётное место в школьном Музее Боевой славы 13 ДНО.

Когда-то на старом здании нашей школы была мемориальная доска с именами учеников и учителей, погибших на войне. Около 17 имён и фамилий. Потом, при проведении ремонта в школе доска была утрачена и сведений не осталось.

Но, пока ещё живы некоторые наши выпускники огневого 1941 года, мы решили попробовать собрать по крупицам сведения об их одноклассниках и учителях, которых унесла война, и восстановить эту памятную доску. Стараниями директора школы Марковой Т.В., заведующей школьным музеем Пименовой Л.В., бывшего директора школы Балашовой В.Г. и других нам удалось восстановить имена и при помощи Управления образованием СВАО установить около школы стелу в память об учителях и учениках школы № 270, погибших в Великой отечественной войне. Вот их имена:

1. Аникеев Лев (10 класс 1941 года)

2. Боков Лев (9 класс 1941 года) – лётчик-бомбардировщик, погиб в 1944 году под Берлином.

3. Гринькот Абрам (9 класс 1940 года) – военный лётчик, погиб в 1942 году.

4. Дорошенко --- (10 класс 1940 года)

5. Дроздов Сергей

6. Душечкин Евгений

7. Кладковой Владимир Андреевич (завуч старших классов, физик-математик) – погиб в августе 1941 года под Медынью.

8. Кремлёв Сергей (9 класс 1941 года) – командир расчёта «Катюши», погиб в 1942 году.

9. Милевский Владимир (9 класс 1941 года) – командир расчёта противотанкового 45мм орудия, погиб в 1942 году, его расчёт был раздавлен немецким танком.

10. Радченков Пётр Федосеевич (учитель истории) – погиб в 1941 году.

11. Рыбаков Анатолий

12. Синельников Николай (9 класс 1941 года) – лётчик-истребитель, погиб в воздушном бою за Москву в 1941 году.

13. Суярков Юрий (9 класс 1941 года) – погиб в 1943 году где-то на Украине или в Белоруссии.

14. Тарамыкин Александр (9 класс 1941 года)

15. Шишов Александр (9 класс 1941 года) – погиб в 1943 году, на Украине, в своём первом и последнем бою на реке Миус под Кировоградом.

16. Шмелькова Зинаида (9 класс 1940 года) – боец разведывательно-диверсионной части № 9903, погибла в декабре 1941 года под Наро-Фоминском, повторив судьбу Зои Космодемьянской.

17. Штивельман Наум (10 класс 1941 года) – погиб в начале 1942 года под Москвой.

27 апреля 2007 года, в преддверии Дня Победы, в торжественной обстановке прошло открытие памятной стелы.

1 января 2008 года школа приобрела статус Центра образования и получила новый номер - 1470.

В феврале 2013 года была реорганизована в форме слияния с детскими садами №2140 и №1320 и переименована в Государственное бюджетное образовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу № 1470.

В октябре 2014 года учреждение снова было реорганизовано, и вошло в состав комплекса ГБОУ гимназии №1539 как структурное подразделение №1. В 2015 году подразделение получило название ГБОУ Гимназия № 1539 школьное отделение "На Маломосковской". В 2017 - ГБОУ Школа №1539 школьное отделение "На Маломосковской".
.

Наша школа оснащена по самым современным педагогическим технологиям. Имеются кабинеты физики, химии и биологии с прекрасно оборудованными лабораториями. Есть компьютерные классы для занятий информатикой, компьютерная лингвистическая лаборатория. Школа участвует во многих городских образовательных проектах.

В школе имеется большой спортивный зал на 540 квадратных метров, зал для занятий хореографией, конференц-зал, выполненный в форме амфитеатра. Это же и современный кинозал на 350 мест. На его сцене проходят спектакли театральной студии «Маски», музыкального театра «Мистерия», общешкольные мероприятия к праздникам и памятным датам.

Гордость школы – атриум со стеклянной крышей, в котором расположен зимний сад с экзотическими растениями. Это помещение также используется для проведения различных мероприятий. Здесь проводятся выставки художественных работ учеников, мастер-классы по различным предметам, некоторые районные выставки.
Винтовая лестница из зимнего сада поднимается в конференц-зал. По традиции, в конце каждого учебного года по ней из зала спускаются выпускники, чтобы станцевать прощальный вальс и провести здесь свой выпускной бал.

В старом здании школы № 270 на стендах в коридоре располагались фотографии выпускников. При переезде стенды были демонтированы и фотографии переданы в школьный музей. При подготовке к празднованию 70-летия школы и после проведенных в школе встреч выпускников архив пополнился новыми фотографиями и видеоматериалами. Поэтому руководство музея внесло предложение расширить раздел об истории школы и переименовать музей в «Музей памяти 13 Ростокинской дивизии народного ополчения и истории школы». Предложение нашло поддержку и понимание со стороны администрации, учащихся и педагогов школы.

Музей истории школы является необходимым элементом формирования исторического сознания обучающихся и становления гражданственности подрастающего поколения. Он помогает в сохранении традиций, способствует поднятию престижа учебного заведения.
Особенно актуальна сегодня проблема связи поколений, взаимопонимание, уважение друг к другу между представителями различных поколений. В нашей школе эта связь особенно видна, так как за годы работы учебное заведение накопило (обрело, приобрело) богатую историю: в ней учились бабушки и дедушки, мамы и папы многих нынешних учеников.

Мы надеемся, что новое направление поможет активизировать вовлечение обучающихся в процесс развития музея, привлечь к деятельности музея выпускников, родителей и жителей микрорайона и с помощью новых помощников мы восстановим многие забытые страницы истории школы, дополним её летопись новыми сведениями.

Наша школа общеобразовательная, но есть классы с углубленным изучением иностранного языка. Возрождается Совет самоуправления, который действенно помогал педагогическому коллективу.

В педагогическом коллективе работают заслуженные педагоги, пополняется школа и новыми молодыми специалистами, некоторые из них и сами были учащимися школы и её выпускниками. Есть в школе и трудовые династии.

Школа постоянно развивается: расширяется спектр дополнительных образовательных программ, внедряются современные педагогические технологии, растет доверие между всеми участниками образовательного процесса: учениками, родителями, учителями.

Планов у педагогического коллектива много. Будем стараться претворять их в жизнь.

__________________________________________________________

В статье использованы материалы из музея школы, из книги «Памятью сердца в минувшее» бывшего учащегося школы К.Г.Левыкина, информация из сети Интернет.

.

Фотогалерея выпускников школы №270 (Центра образования №1470)