Математика по программе Л.Г.Петерсон 15.09.2022

Обучение в классе по традиционной системе с преподаванием математики по методике Л.Г. Петерсон

Традиционная система обучения основывается на опыте отечественной педагогики, учитывающей национальную специфику и менталитет. В то же время, сочетая в себе лучшие традиции российского образования и современные требования ФГОС, успешно готовит ребёнка к переходу на вторую (основную) ступень образования. Важной составляющей данной программы является методика Петерсон – популярный курс математики для младших школьников.

Автором этой всемирно известной методики обучения математике является Людмила Георгиевна Петерсон — российский педагог, математик и доктор педагогических наук. Профессор кафедры начального и дошкольного образования, почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации. В 2002 году Людмилу Петерсон наградили Премией Президента Российской Федерации в области образования.

Методика Петерсон для дошкольников и младших школьников — это курс математики, который набрал популярность начиная с 1990-х годов.

В отличие от традиционного метода, система Петерсон подразумевает, что до всех решений ребёнок должен дойти сам. Тут нет места стандартной схеме, когда учитель объясняет тему, дети усваивают, решают задания, пишут контрольную и идут дальше. Им сначала даётся более сложное задание, чем они могут решить, они высказывают идеи, предлагают варианты и, в конце концов, под руководством педагога заново открывают математические законы.

ПРИМЕР

Дети приобретают важные навыки: учатся преодолевать трудности, выходить за рамки готовых решений и изобретать свои, критически оценивать информацию. Помимо всего прочего, они радуются своим открытиям и победам, а то, до чего додумался сам, гораздо сложнее забыть.

Классы с математикой по методу Л.Г. Петерсон

.

Давайте разберёмся, в чём заключается суть методики Петерсон, разложив программу на преимущества и недостатки.

Плюсы методики Петерсон

1. учит думать самостоятельно
Методика преподавания математики Петерсон отличается от традиционных программ. У Петерсон ребёнок должен докопаться до решения сам. Так он учится справляться с трудностями и не ориентироваться на готовые шаблоны, а активизировать мозг. Когда додумался до ответа сам, уже не забудешь. Ориентация на понимание, а не зазубривание.

2. опирается на визуализацию
Автор методики считает, что ассоциации и наглядные картинки помогают эффективно усваивать информацию, поэтому учебники снабжены красочными иллюстрациями.

3. способствует повышению учебной мотивации
Помимо визуальных рядов и ярких иллюстраций, учебные пособия по методике преподавания Петерсон составлены так, чтобы ребёнку было увлекательно учиться.
Например, записывать решение задач, примеров, рисовать, соединять фигуры, решать ребусы можно прямо в учебнике — просто вписываешь ответ в нужное окошко. Большое число заданий — сравнить, найти закономерность, решить ребус, раскрасить правильным цветом, закончить узор, объяснить почему так, а не так. И это всё — прямо в пособии.

4. учит нестандартным решениям
Решение одной и той же задачи может быть разноплановым. Методика предполагает, что ребёнок приходит к результату, используя весь арсенал собственных знаний и умений, при этом сам выводит формулы и алгоритмы, которыми будет пользоваться в дальнейшем.

5. подходит всем
Бытует мнение, что методика Петерсон в школе подходит только одарённым детям, а ребёнку со средними способностями будет сложно, но это не так. Метод Петерсон, скорее, сложен для родителей — бывает трудно отойти от привычных понятий об обучении и свыкнуться с необычными заданиями. Детям, которые не обременены стереотипами о том, «как должно быть», формат Петерсон нравится.

5. домашняя работа не занимает много времени
Согласно Петерсон, ученик должен самостоятельно выполнять домашнюю работу за 15–20 минут. Если ребёнок был внимателен на уроке, то домашнюю работу он сделает быстро, в среднем, уходит не больше 30–60 минут в средней школе. В начальной тратится ещё меньше времени — в основном ребята закрепляют материал.

Минусы методики Петерсон

1. в учебнике отсутствует теория
Поколение нынешних родителей привыкло, что в учебнике точных наук сначала идёт теоретический раздел, а затем закрепление материала на практике. У Петерсон всё иначе — теории как таковой нет вообще. В учебнике сразу начинаются практические задачки. Предполагается, что теорию даёт учитель на занятии.

2. успех обучения зависит от педагога
Эффективность программы сильно опирается на учителя. Он должен уметь вести научную дискуссию, а не просто объяснять тему и давать шаблонные решения. Педагог должен знать, как организовывается работа в группах и строится диалог с учениками. Иногда учителя хотят работать по Петерсон, но просто не знают как.

.