Главная задача школьных служб примирения — способствовать формированию психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Важно, что в их работе участвуют и сами ребята, ведь порой им бывает проще понять сверстников и договориться друг с другом. Школьные службы примирения — это целая экосистема, которая помогает в достижении взаимопонимания в ученическом сообществе, развитии позитивного общения, противодействии буллингу и способствует мирному разрешению споров и конфликтных ситуаций, закреплению этого как культурной традиции.
Школьная служба примирения подключается к работе, когда конфликт произошел между детьми или между учеником и учителем — к примеру, когда не удалось найти общий язык: в класс пришел новичок или сменился учитель. Каждый случай разбирается индивидуально, а обратиться в службу может любой участник образовательного процесса. При возникновении непростой ситуации медиатор (нейтральный посредник) и школьники-волонтеры приглашают участников конфликта за стол переговоров, чтобы обсудить переживаемые чувства, найти способы решения ситуации и договориться, как действовать дальше.
Медиаторы в ходе восстановительных программ несут восстановительные принципы. Медиатор создает условия для поиска оптимального (безопасного для обеих сторон) решения самими участниками конфликта, проблемы, независимо от результата.
Основная задача медиатора — превратить столкновение в процесс переговоров, обсуждения. Основная задача медиатора — превратить столкновение в процесс переговоров, обсуждения.
Ответственность за результат медиации несут стороны конфликта, участвующие в медиации. Медиатор не может советовать или рекомендовать сторонам принять то или иное решение по существу конфликта.
Основные принципы восстановительной медиации:
- Добровольность участия сторон.
- Информированность сторон.
- Нейтральность медиатора.
Функциональное значение ШСП для подростка, заключается в той помощи, которая ему оказывается:
• научиться конструктивно общаться со сверстниками и взрослыми;
• научиться убеждать других словами, а не силой;
• участвовать в интересной «взрослой» и общественно-полезной (волонтерской) деятельности;
• научитья самоорганизации, стать более ответственными и культурными;
• научиться нормально выходить из конфликта, ссоры, обиды, чтобы конфликты не перерастали в правонарушения;
• помогать другим помириться (своим друзьям, сверстникам и родителям (законным представителям);
• профессиональная проба в профессии «медиатор» (возможность получить уникальные навыки и опыт миротворческой деятельности);
• научиться лучше понимать сверстников и взрослых: родителей (законных представителей) и педагогов;
Стать членом службы примирения могут сотрудники образовательной организации. Для этого им необходимо пройти семинары специалистов Городского психолого-педагогического центра по технологиям и эффективным методам разрешения сложных ситуаций. Вступить в службу в роли волонтеров могут и сами ученики. Главное условие, чтобы ребята были старше 14 лет. Им также предстоит пройти обучение. Педагоги-психологи научат их владеть восстановительным подходом, который, сочетая техники ненасильственного общения (активное слушание, «я — высказывание» и другие), поможет восстановить нарушенную коммуникацию и взаимопонимание. Кроме того, ученикам расскажут, как действовать, например, в ситуации буллинга или грубого нарушения личных границ. Школьники под рукводством куратора службы примирения смогут принимать участие в разрешении конфликтов со сверстниками или ребятами младшего возраста. Подросткам такая работа позволит приобрести опыт конструктивного общения, который пригодится им в будущем.
Если конфликт выходит за рамки образовательной организации, либо служба на этом этапе не может эффективно помочь, то к разрешению ситуации подключатся специалисты Городского психолого-педагогического центра. В особо сложных случаях они проводят видеоконсультации с командами служб примирения, выезжают в школу, встречаются с участниками конфликта.
Школьные службы примирения курирует Городской психолого-педагогический центр. Всю необходимую информацию по созданию таких служб, о подготовительных встречах и рекомендациях по разрешению наиболее сложных случаев можно найти на сайте центра. В будущем службы примирения планируется создать во всех школах столицы.