Как проходят занятия «ПРАКТИКУМ ПО ХИМИИ» в ГБОУ Школа № 1539 17.11.2020

Курс ведет преподаватель Доброхотов Денис Анатольевич, кандидат фармацевтических наук, доцент кафедры химии, Института Фармации ФГАОУ ВО Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский университет)

В пятницу, 13 ноября 2020 года, в рамках Элективного курса «Практикум по химии» ученики 10 и 11 Специализированных Медицинских классов приняли участие в лабораторной работе «Изучение реакций комплексообразования с неорганическими лигандами».
В прямом эфире на платформе Microsoft Teams, обучащиеся смогли наблюдать реакции ионов-биометаллов и ионов-токсикантов с неорганическими лигандами на примере образования аммино- и гидроксокомплексов.

Ведущим преподавателем были представлены растворы солей железа (II), кобальта (II), никеля (II), меди (II), цинка, алюминия, свинца (II) в концентрации (c=0,01 моль/л).

На первом этапе были получены гидроксиды изучаемых ионов металлов.

К полученным гидроксидам добавлялись концентрированные растворы щелочи (NaOH c=6 моль/л) и аммиака.
Ученики визуально наблюдали за изменениями, происходящими в пробирках.
Об образовании прочного комплексного соединения судили по растворению осадка гидроксида.

По окончанию демонстрационных опытов, ученикам было предложено оформить самостоятельно таблицу экспериментальных данных, записать цвета осадков при добавлении разбавленной щелочи, концентрированной щелочи и при добавлении аммиака, а также попробовать записать реакции образовавшихся аммино-и гидроксокомплексов.

Урок стал продолжением темы прослушанной учениками на прошлой неделе «Лигандообменные процессы и равновесия», на котором ученики познакомились с такими понятиями как – «Комплексные соединения», «Комплексообразователь», «Координационное число», «Дентатность лиганда», «Хелаты», а также изучили классификация комплексных соединений, химические свойства и рассмотрели специализированный раздел «Комплексообразование и комплексные соединения в Медицине», «принципы хелатотерапии» и «принципы выведения из организма токсических ионов».
После ознакомительной лекции/семинара, были разобраны различные типы задач на комплексные соединения и были даны тренировочные задачи для самостоятельной работы.

Химия считается одним из сложных предметов естественного цикла и для того чтобы в ней разбираться нужно либо зазубривать материал, либо, действительно, понимать его. Но для понимания необходимо интересоваться тем, что слышишь на уроке, рассуждать, принимать участие в обсуждении, читать дополнительную литературу, задавать каверзные вопросы. И тогда урок воспринимается не как повинность, а как средство выражения своей индивидуальности, способностей, применения знаний, умений и навыков, что приводит к развитию гармоничной, разносторонне развитой личности

Но знание педагогических технологий и даже умение их грамотно применить, ещё не все. Ведь для того, чтобы ученик радостно говорил: «А сейчас у нас химия!!» нужно творчество конкретного учителя, его фантазия и умение преобразовывать имеющиеся наработки.